Главная -> Новости -> Россия -> РСЗО 9К58 Смерч - реактивная дальнобойная система залпового огня

РСЗО 9К58 Смерч - реактивная дальнобойная система залпового огня

РСЗО 9К58 Смерч - реактивная дальнобойная система залпового огня

ПЗРК «Верба» (индекс ГРАУ — 9К333, ракета — 9М336) — российский переносной зенитный ракетный комплекс. По своим тактико-техническим характеристикам комплекс 9К333 «Верба» превосходит находящиеся на вооружении российских Вооруженных сил переносные ЗРК 9К310 «Игла-1», 9К38 «Игла», 9К338 «Игла-С», а также их зарубежные аналоги — американский Stinger-Block-I и китайский QW-2.

РСЗО 9К58 «Смерч» включает пусковую установку 9А52-2,300-мм реактивные снаряды, систему управления огнем, транспортно-заряжающую машину 9Т234-2, учебно-тренировочные средства и комплекс арсенального оборудования. Пусковая установка состоит из артиллерийской части и четырехосного шасси автомобиля высокой проходимости MA3-543M. Компоновка — классическая. Артиллерийская часть смонтирована в корме колесного шасси, впереди слева находятся кабина водителя, моторно-трансмиссионное отделение и кабина экипажа, в которой смонтированы средства радиосвязи и аппаратура системы управления огнем.

В состав артиллерийской части входят пакет из 12 трубчатых направляющих, поворотное основание, подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, электропривод и вспомогательное оборудование. Направляющие представляют собой гладкостенные трубы, снабженные винтовым П-образным пазом для раскрутки снарядов. Механизмы наведения с помощью силовых приводов наводят пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела составляет 60° (по 30° влево и вправо от оси машины). Между колесами третьего и четвертого мостов смонтированы гидравлические опоры, на которых вывешиваются кормовая часть пусковой установки для повышения ее устойчивости при стрельбе.

Разработанные ГНПП «Сплав» для РСЗО «Смерч» реактивные снаряды имеют уникальную конструкцию, обеспечивающую точность попадания, в 2—3 раза превышающую аналогичный показатель зарубежных систем. Снаряды снабжены системой управления полетом, корректирующей траекторию движения по тангажу и рысканию. Коррекцию осуществляют газодинамические рули, приводимые в действие газом высокого давления от бортового газогенератора.

Смерчь

Вероятность поражения цели увеличивает и входящая в комплекс автоматизированная система управления. Но это далеко не главная задача АСУ. Кроме того, стабилизация снаряда в полете происходит за счет вращения его вокруг продольной оси, обеспечиваемого предварительной раскруткой во время выдвижения по трубчатой направляющей и поддерживаемого в полете благодаря установке лопастей раскрывающегося стабилизатора под некоторым углом к продольной оси снаряда. При стрельбе залпом рассеивание снарядов этой конструкции не превышает 0,21% от дальности стрельбы.

300-мм снаряды РСЗО «Смерч» снабжены твердотопливным реактивным двигателем на смесевом топливе, они имеют длину 7,5 м и вес 800 кг. Вес головной части — 280 кг. Она может быть моноблочной или кассетной.

Имеются следующие типы снарядов:

? осколочно-фугасный снаряд 9М55Ф с моноблочной головной частью (вес взрывчатого вещества составляет 92,5 кг, снаряд используется для уничтожения фортификационных сооружений, пунктов управления войсками, стартовых позиций ракет и т.д.);

? снаряд 9М55К с кассетной головной частью, содержащей 72 боевых элемента осколочного типа весом 2 кг каждый (основное назначение снаряда — поражение живой силы противника, 10—16 таких снарядов достаточно для гарантированного уничтожения мотопехотной роты);

? снаряд 9М55К1 с кассетной головной частью, содержащей пять самоприцеливающихся боеприпасов высокой эффективности «Мотив» (залпом четырех машин, стреляющих такими снарядами, поражается танковая рота в районе сосредоточения).

В последнее время был создан комплекс «Смерч-М» с боевой машиной 9А52-2 на шасси М A3-543- А1 и транспортно-заряжающей машиной 9Т234-2 на аналогичном шасси. Разработано семейство реактивных снарядов с дальностью, увеличенной до 90 км за счет реализации комплекса мероприятий, аналогичных принятым при повышении дальности модернизированной системы «Град» до 35—40 км. в первую очередь связанных с совершенствованием двигателя.

Смерчь