Главная -> Авиация -> Учебно-боевые самолеты -> IA-63 Pampa Учебно-боевой самолет

IA-63 Pampa Учебно-боевой самолет

IA-63 Pampa Учебно-боевой самолет
Основной производитель: Аргентина
Имя: IA-63 Pampa
Тип: Учебно-боевой самолет
Год принятия на вооружение: 1995

В 1979 году аргентинская фирма “FAA” (Fuerza Aerea Argentina) приступила к формированию облика легкого многоцелевого самолета, способного решать задачи штурмовика и истребителя-бомбардировщика, а также использоваться для углубленной подготовки летчиков истребительной авиации. К участию в программе была привлечена германская фирма “Дорнье”, совместно с которой к началу 1980 года было разработано семь альтернативных вариантов новой машины, в дальнейшем получившей название “Пампа”.

В 1981 году началась постройка трех опытных самолетов, а также двух планеров для проведения статических испытаний (фирма ?Дорнье? изготавливала для прототипов крыло и хвостовое оперение). Первый самолет, имевший ?рабочее? обозначение ЕХ-01, поднялся в воздух в октябре 1987 года, а в апреле 1988 года все три прототипа уже проходили летные испытания в IV бригаде ВВС Аргентины на аэродроме в г. Мендоза. Еще до начала летных испытаний ВВС Аргентины была заказана серия из 18 самолетов IA 63 ?Пампа?, которые в 1995 году начали поступать на вооружение 2-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 4-й бригады, также дислоцированной в Мендозе. Стоимость программы ?Пампа? для ВВС Аргентины составила 190 млн. долл. при цене одного самолета 3,5 млн долл. Фирма ?FAA? планировала построить еще 46 самолетов, предназначенных для поставок на экспорт (заинтересованность в этой машине уже проявили ВВС Израиля, Канады и Мексики), однако к концу 1996 г. заказов не поступило и производство самолетов было прекращено.

?Пампа? участвовала и в конкурсе прототипов перспективного учебно-тренировочного самолета JPATS для ВВС и ВМС США. Модификация ?Пампа 2000 Интернейшнл?, созданная совместно с американскими фирмами ?Воут? и ?Лоралл? в соответствии с требованиями ВВС и ВМС США, имела двигатель TFE731-2-2B и авионику фирмы ?Бендикс/Кинг?. В этот вариант был переоборудован второй опытный самолет (ЕХ-02). Однако 31 августа 1992 года машина была потеряна во время выполнения показательного полета в Великобритании. В1992 году был построен еще один ?американизированный? самолет, направленный в США для участия в конкурсных испытаниях, но в ноябре 1994 года Пентагон предпочел швейцарский УТС ?Пилатус? и ?Пампа 2000 Интернейшнл? оказался невостребованным.

Велись проектные работы и над палубным вариантом самолета ?Пампа?, предназначенным для подготовки летчиков ВМС Аргентины (в составе флота этой страны имеется один авианосец, оснащенный палубными штурмовиками Дассо ?Супер Этандар?). Однако высокая стоимость создания новой модификации делает продолжение этой программы достаточно неопределенным, более вероятным представляется закупка ВМС 14 учебно-тренировочных самолетов в стандартной ?сухопутной? конфигурации (без возможности посадки на палубу).

Модификация АТ-63 Pampa создана аргентино-американской компанией LMAASA (Lockheed Martin Aircraft Argentina Sociedad Anonima) в Кордобе. В этом году первые 12 ?Памп?, эксплуатируемых ВВС Аргентины, должны пройти доработку в вариант АТ-63. Две из них уже готовы. Во второй половине года Аргентина планирует построить 12 новых АТ-63 – часть для собственных ВВС, а другие – для возможных будущих зарубежных заказчиков. Ожидается также заказ на восемь таких машин от авиации ВМС Аргентины. В ходе FIDAE 2006 ознакомительный полет на АТ-63 выполнил главнокомандующий ВВС Чили генерал Освальдо Са-рабиа (Osvaldo Sarabia).

Модернизированный учебно-боевой самолет АТ-63 ?Пампа? получил новое оборудование, в т.ч. многофункциональные индикаторы в кабине экипажа. Другие опции включают применение новой модификации двигателя с повышенной тягой и подвесных топливных баков под крылом. Самолет может также оснащаться РЛС AN/APG-67(V)4 – такой же, как та, что устанавливается на корейско-американском самолете повышенной подготовки Т-50.