Главная -> Авиация -> Список военных самолетов -> Су-34 - фронтовой бомбардировщик

Су-34 - фронтовой бомбардировщик

Су-34 - фронтовой бомбардировщик

Фронтовой бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах, по наземным и надводным целям в тактической и оперативной глубине противника, а, также, уничтожения воздушных целей.

Самолёт построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением (ПГО) и имеет интегральную компоновку («интегральный продольный триплан»). Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащённое развитыми наплывами, на котором установлены консоли ПГО, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолёта на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать на пилонах между ними различные образцы авиационного вооружения и контейнеры с оборудованием. Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, на которых установлены цельноповоротные консоли стабилизатора с прямой осью вращения и двухкилевое разнесенное по внешним бортам балок вертикальное оперение. Шасси самолёта трехопорное, убираемое в полёте, со спаркой колёс на передней опоре и двухколёсными тележками на главных опорах.

Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крылом. В головной части фюзеляжа, начинающейся радиопрозрачным обтекателем бортовой радиолокационной станции, имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС имеется штанга основного приёмника воздушного давления с антеннами радионавигационного оборудования. В отсеке оборудования перед кабиной слева размещена выпускаемая штанга-приёмник системы дозаправки топливом в полёте.

Бронированная двухместная кабина экипажа обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом. Вход в неё осуществляется через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа (фонарь кабины в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел). Экипаж размещается на катапультных креслах К-36ДМ, а достаточно просторная кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост. Кабина оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (титановая броня толщиной до 17 мм).

Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещён основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через нишу передней опоры шасси), а, также, патронный ящик с боекомплектом пушки. В средней части фюзеляжа размещены основные топливные баки-отсеки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки.

В верхней части гондол имеются эксплуатационные люки для доступа к выносным коробкам приводов и основным агрегатам двигателей, последние два силовых шпангоута гондол размыкаются для обеспечения снятия двигателей при замене по схеме «назад-вниз». Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем, включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного оборудования. Хвостовые балки имеют узлы крепления горизонтального и вертикального оперения, в них установлены бустеры стабилизатора и организованы отсеки общесамолётного оборудования.

Нерегулируемые воздухозаборники двигателей совкового типа имеют прямоугольное сечение со скруглённой нижней кромкой и размещены под наплывом крыла. Расположение поверхности торможения воздухозаборника - горизонтальное, клин торможения отодвинут от поверхности несущего корпуса, а между крылом и клином образованы щели для слива пограничного слоя. Имеются створки подпитки и перепуска воздуха.

Крыло самолёта состоит из центроплана и отъёмных консолей. Консоли имеют угол стреловидности по передней кромке 42°. Удлинение крыла 3,5, сужение - 3,4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами, выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционным поворотным носком. Углы отклонения флаперонов +35...-20°, поворотного носка - 30°. Выпуск флаперонов и отклонение носка производятся на взлётно-посадочных режимах, а, также, при маневрировании. Консоли крыла имеют кессонную схему, в них оборудованы топливные баки-отсеки. На каждой консоли имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нём выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскалённых газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.

Вертикальное оперение - двухкилевое стреловидное (угол стреловидности передней кромке 40°), площадь 15,4 м2. Каждый киль оснащён рулями направления (площадь двух рулей 3,5 м2, углы отклонения 25° в каждую сторону). В верхней части килей под радиопрозрачными обтекателями размещены антенны различных радиотехнических устройств.

Переднее горизонтальное оперение установленное в торце наплыва крыла состоит из двух цельноповоротных консолей размахом 6,4 м и площадью около 3 м2. Угол стреловидности по передней кромке консолей 53,5°.

Шасси самолета трёхопорное, убирающееся. На основных опорах телескопического типа устанавливаются двухколёсные тележки с размещением колес КТ-206 размером 950x400 мм по схеме «тандем». На управляемой передней опоре полурычажного типа установлена спарка колёс КН-27 размера 680x260 мм. Основные опоры шасси убираются вперед по полёту в нишу центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек за кабиной экипажа. Основные размеры шасси: база 6,6 м, колея - 4,4 м.

Горизонтальное оперение - дифференциально отклоняемый стабилизатор, управляемый с помощью электродистанционной системы. Консоли трапециевидной формы (угол стреловидности по передней кромке 45°) имеют размах 9,8 м и площадь 12,2 м2. Углы отклонения стабилизатора +15...-20°, для управления по крену возможно дифференциальное отклонение половин горизонтального оперения с «ножницами» 10°.

Силовая установка самолёта включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф.

Двигатель АП-31Ф имеет модульную конструкцию и состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, 9-ступенчатого компрессора высокого давления с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления, одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления, форсажной камеры и сверхзвукового реактивного сопла. АЛ-31Ф оснащён гидроэлектронной системой автоматического управления и топливопитания с электронным регулятором-ограничителем. Максимальная тяга - 12500 кгс, сухая масса - 1520 кг, габаритная длина - 4,945 м, максимальный габаритный размер - 1140 мм.

В дальнейшем планируется установка на Су-34 двигателей АЛ-31Ф серии 42 (АЛ-31ФМ1).

Первые образцы Су-34 не имели вспомогательной силовой установки. На более поздних установлена ВСУ ТА14-130 с эквивалентной мощностью 106 кВт. В дальнейшем планируется оснащать самолёты ВСУ ТА14-130-35 с эквивалентной мощностью 105 кВт.

Топливная система самолёта состоит их четырёх баков общей ёмкостью 12100 кг (в фюзеляже, центроплане и в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомернои аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. На самолете имеется система дозаправки топливом в полёте с выпускаемой штангой-топливоприемником в головной части фюзеляжа перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от самолётов-заправщиков Ил-78, Ил-78М и Су-24М, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ.

Самолёт оборудуется независимыми гидросистемами закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Гидросистема используется для выпуска и уборки шасси, торможения колёс, работы системы дистанционного управления, питания приводов (бустеров) органов управления, гидроцилиндров механизации крыла, выпуска и уборки защитных сеток воздухозаборников. Воздушная система используется в качестве аварийной для выпуска шасси, служит для наддува кабины и блоков оборудования и т.п.

Электрооборудование служит для обеспечения потребителей постоянным и переменным током. Включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трёхфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения. В числе потребителей электроэнергии посадочные и рулежные фары, аэронавигационные огни, система внутрикабинного освещения.

Бомбардировщик оснащён пилотажно-навигационным комплексом, включающим инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приёмником спутниковой навигационной системы и средствами радионавигации. Для управления самолётом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолёта в плоскости тангажа. Система активной безопасности автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землёй при маловысотном полёте. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых систем и остаток топлива и обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Самолёт оснащён комплексом БРЭО Ш141, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон» и ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолёта при решении боевых задач. Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования и одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса, вводя при необходимости новые информационные системы. Установленная на борту самолёта многорежимная БРЛС Б004 с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» нескольких воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей 200-250 км; в режиме «воздух-поверхность»: железнодорожный мост - 160 км, группа танков - 70 км, эсминец - 150 км.

Возможности по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счёт использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещённой с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно, в зависимости от погодных условий и времени суток.

На самолёте установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полёта, включая режимы движения самолёта по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого члена экипажа имеется носимый аварийный запас с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.

Вооружение самолёта включает встроенную пушку ГШ-301 калибра 30 мм (боекомплект 180 снарядов) и управляемые, корректируемые и неуправляемые ракеты и бомбы широкой номенклатуры, размещаемые на 12 точках подвески. Управляемое ракетное вооружение класса «воздух-воздух» включает до 6 ракет средней и увеличенной дальности типа Р-27 различных модификаций с тепловой (Р-27Т, Р-27ЭТ) и полуактивной радиолокационной (Р-27Р, Р-27ЭР) головками самонаведения, до 8 ракет средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) с комбинированной системой наведения и до 6 самонаводящихся ракет ближнего боя типа Р-73.

Управляемое и корректируемое вооружение класса «воздух-поверхность» включает тактические ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций с лазерной, телевизионной и тепловизионной системами наведения, корректируемые ракеты С-25Л, ракеты средней дальности Х-31П(А) с пассивной (активной) радиолокационной головкой самонаведения и телевизионно-командные ракеты Х-59М, корректируемые бомбы калибра типа КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерной, телевизионной и телевизионно-командной системами наведения. Число ракет Х-59М и бомб КАБ-1500 на самолёте может достигать трех, число других ракет «воздух-поверхность» и 500-килограммовых корректируемых бомб - шести. Также, в состав вооружения могут включаться: авиабомбы калибра от 100 до 500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ), блоки неуправляемых авиационных ракет С-8, С-13 - Б-8М, УБ-13, НАР С-25 - в одноразовых пусковых устройствах О-25. Максимальная масса боевой нагрузки Су-34 - 8000 кг (по неофициальным данным - до 12500 кг).

Характеристики

Масса, кг:
пустого22500
нормальная взлётная38240
максимальная взлётная45000
Длина, м23,34
Размах крыла, м14,7
Высота, м6,09
Практический потолок, км17
Скорость максимальная, км/ч:
у земли1400
на высоте1900
Максимальный радиус действия, км1100
Перегоночная дальность, км4000
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g9
Экипаж, чел2