Главная -> Авиация -> Список военных самолетов -> Су-35 - многоцелевой истребитель

Су-35 - многоцелевой истребитель

Су-35  - многоцелевой истребитель

Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних маневренных боев, при автономных и групповых действиях, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования.

Истребитель получил усовершенствованный планер с усиленной конструкцией, что позволит добиться существенного увеличения ресурса самолета - до 6000 ч или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта и межремонтный повышен до 1500 ч или 10 лет эксплуатации).

По аэродинамической схеме он аналогичен самолету Су-27 - в отличие от Су-30МКИ на нем нет переднего горизонтального оперения, при этом во всех трех каналах реализовано электродистанционное управление, без механической проводки. Применение новой комплексной системы управления КСУ-35, выполняющей функции сразу нескольких систем, применявшихся раньше на самолетах Су-27 (системы дистанционного управления, систем автоматического управления, ограничительных сигналов, воздушных сигналов, управления торможением колес шасси, управления поворотом передней стойки) повысит пилотажные и маневренные возможности истребителя. КСУ-35 одновременно выполняет функции системы активной безопасности.

Цифровая резервированная комплексная система управления реализует следующие функции:

  • ручное дистанционное управления рулевыми поверхностями самолета посредством гидроприводов по командным сигналам летчиков и сигналам датчиков параметров полета;
  • ручное дистанционное управление вектором тяги посредством поворотных частей сопел двигателей и управление тягой двигателей;
  • автоматическое и директорное управление самолетом;
  • обеспечение управления движением объекта на земле поворотом колеса (ориентирующейся части) передней опоры и торможением колес основных опор шасси с обеспечением антиюза;
  • измерение, вычисление и выдача потребителям информации о текущих значениях высотно-скоростных параметров полета;
  • определение предельно допустимых значений пилотажных параметров полета в соответствии с информацией о текущих загрузке и заправке, режиме полета и исправности взаимодействующих систем;
  • формирование и выдача информации во внешние системы о приближении параметров полета к предельно допустимым значениям и автоматическое предотвращение выхода параметров полета за эти пределы;
  • обеспечение автоматического увода от столкновения с препятствием (земная поверхность, другой самолет, средство поражения, осколки своих АСП и др.) по сигналам от информационно-управляющей системы (ИУС) комплекса бортового оборудования (КБО);
  • устойчивость и управляемость самолета в процессе дозаправки топливом в воздухе;
  • автоматический предстартовый контроль исправности и непрерывный полетный контроль с локализацией отказа и выдачи информации о результатах контроля.

Из конструктивных особенностей Су-35 следует также отметить отсутствие традиционного для самолетов Су-27 верхнего тормозного щитка - его функции переходят дифференциально отклоняемым рулям направления. В связи с увеличением взлетной массы на Су-35 усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколесной. При изготовлении планера самолета реализуются технологии снижения радиолокационной заметности, которые обеспечивают уменьшение его отражающей способности в Х-диапазоне радиоволн в секторе углов ±60°.

Внешнее новый Су-35 (Су-27БМ) ближе обычному Су-27, чем к прежнему Су-35 (Су-27М): у него нет ПГО, хвостовая балка укорочена. Крылья соответствуют примененным на корабельном Су-33 с большим флаперонами занимающими вся заднюю кромку.

Конструкция планера несколько усилена, что позволяет увеличить максимальную взлетную массу до 34500 кг. Однако, за счет уменьшения массы БРЭО, масса пустого самолета осталась практически неизменной (16500 кг).

Кроме того, уменьшена площадь вертикального оперения, что снижает РЛ-заметность, сокращен объем закабинного отсека (благодаря современной и компактной авионике). Незначительные изменения претерпел фонарь кабины летчика.

Конструкция планера Су-35 обеспечивает увеличение внутреннего запаса топлива более чем на 20% - при полной заправке он достигает 11500 кг по сравнению с 9400 кг у серийных Су-27. Кроме того, на самолете обеспечено применение двух подвесных топливных баков емкостью по 2000 л, подвешиваемых на подкрыльевые точки. С подвесными баками суммарный запас топлива достигает 14300 кг. Самолет также оснащается системой дозаправки топливом в полете по схеме «шланг-конус» с выдвижной штангой по левому борту головной части фюзеляжа. Темп перекачки топлива при дозаправке достигает 1100 л/мин.

В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. На них применяется новый вентилятор увеличенного на 3% диаметра (932 мм против 905 мм), новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления и поворотное всеракурсное сопло. В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16% - до 14500 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме она достигает 8800 кгс.

Такие высокие параметры, при сохранении габаритов и массы, достигаются за счет применения нового высокотехнологичного компрессора низкого давления с увеличенными расходами воздуха и к.п.д., новой высокоэффективной турбины повышенной надежности с улучшенной системой охлаждения лопаток и системы управления двигателем с цифровым комплексным регулятором, интегрированной в систему управления самолетом.

По сравнению с АЛ-31Ф существенно - в 2-2,7 раза - возрастут ресурсные показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1000 ч (ресурс до первого капитального ремонта - 1500 ч), а назначенный - с 1500 до 4000 ч.

Самолет оборудован вспомогательной силовой установкой для обеспечения электропитания и кондиционирования оборудования и кабины при наземном обслуживании, без применения аэродромных средств.

Главная отличительная особенность Су-35 - применение на нем принципиально нового комплекса бортового оборудования с широким использованием мультиплексных каналов связи. В основе его лежит информационно-управляющая система (ИУС), предназначенная для функциональной, логической, информационной и программной увязки систем бортового оборудования в единую интегрированную систему и обеспечивающая взаимодействие между экипажем и оборудованием. Система управления, реализует функции систем дистанционного и автоматического управления, систем ограничительных и воздушных сигналов, а также управления торможением колес. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».

Основу информационно-управляющего поля кабины Су-35 составляют два огромных цветных многофункциональных ЖКИ типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М и пульт управления и индикации.

Многофункциональные индикаторы МФИ-35 со встроенным дисплейным процессором имеют размер 9x12 дюймов (диагональ - 15 дюймов) и разрешение 1400x1050 пикселей. Они предназначены для приема, обработки и отображения в мультиоконном режиме графической, цифробуквенной и символьной информации, отображения телевизионной информации от бортовых телевизионных датчиков с наложением на нее цифробуквенной и символьной синтезированной информации, а также формирования и выдачи видеосигнала в цифровом виде в систему видеорегистрации. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором предназначен для отображения необходимой информации и выдачи команд путем нажатия кнопок на обрамлении на всех этапах полета. Коллиматорный авиационный индикатор ИКШ-1М со встроенным процессором предназначен для обеспечения наблюдения на фоне закабинного пространства коллиматорного изображения информации, формируемой в соответствии с управляющими сигналами. Он имеет поле зрения 20x30°.

Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу пилота с очками ночного видения.

Управление бортовым оборудованием, системами и вооружением в новой кабине Су-35 обеспечивается кнопками и переключателями на ручке управления самолетом и рычагах управления двигателями, а также кнопочным обрамлением многофункциональных индикаторов. Таким образом, на самолете реализуется концепция HOTAS.

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис-Э», являющаяся дальнейшим развитием РЛСУ «Барс», применяемой на самолетах Су-30МКИ и Су-30МКМ, и конструктивно представляет собой многофункциональную РЛС Х-диапазона с пассивной ФАР диаметром 900 мм, размешенной на двухстепенном электрогидроприводе (по азимуту и крену), оснащенную перспективной вычислительной системой с БЦВМ «Соло-35». Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60°. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически доворачивает антенну по азимуту на угол до 60° и по крену на угол 120°. Благодаря этому максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120°.

РЛСУ «Ирбис-Э» позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора пространства, вести одновременный обстрел до восьми воздушных целей. Комплекс обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение до четырех наземных целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 км при сохранении контроля над воздушным пространством.

Воздушные цели с ЭОП 3 м2 на встречных курсах РЛСУ «Ирбис-Э» может обнаруживать на дальности до 350-400 км (в пределах зоны обзора 100 град2). В более широкой зоне обзора (300 град2) аналогичные цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км в передней полусфере (на фоне земли - до 170 км) и до 80 км в задней полусфере (до 50 км на фоне земли). Цели с ЭОП 0,01 м2 обнаруживаются на дальностях до 90 км.

Дальность обнаружения наземных (надводных) целей составляет: для цели типа «авианосец» (ЭОП 50 000 м2) - 400 км, «железнодорожный мост» (1000 м2) - 150-200 км, «катер» (200 м2) - 100-120 км, «установка оперативно-тактических ракет» и «группа танков» (30 м2) - 60-70 км.

Разработка РЛСУ «Ирбис» ведется в НИИП с 2004 г. К настоящему времени опытные образцы системы прошли необходимые стендовые испытания, а первый из них установлен на борт летающей лаборатории Су-30МК2 №503.

Другой новой подсистемой системы управления вооружением самолета Су-35 является оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе теплопеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. Зона обзора, обнаружения и автоматического сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет ±90° по азимуту и +60...-15° по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней - не менее 90 км. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной - до 30 км. Точность измерения - 5 м.

Кроме того, для обеспечения эффективного боевого применения в режиме «воздух-поверхность» самолет может комплектоваться подвесным оптико-электронным контейнером - лазерно-телевизионной прицельной станцией, обеспечивающей обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей. С ее помощью, в частности, могут применяться корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.

Среди других новых систем бортового оборудования Су-35 - современное навигационное и радиосвязное оборудование, системы, обеспечивающие групповые действия истребителей, а также высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия, конкретный состав которого и комплектация теми или иными средствами помех может определяться по желанию заказчика.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбовое.

Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов.

Для размещения средств поражения используется 10 узлов внешней подвески. Еще два концевых крыльевых узла задействованы для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35, помимо ракет «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), войдут пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает шесть тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокационных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также пяти противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Клаб» («Калибр-А») и одну тяжелую противокорабельную ракету большой дальности типа «Яхонт». В числе применяемых корректируемых бомб - до восьми бомб КАБ-500Кр(ОД) с телевизионным самонаведением, КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг - КАБ-1500Кр или КАБ-1500ЛГ с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

Характеристики

Длина, м21,9
Высота, м5,9
Размах крыла, м15,3
Масса, кг:
пустого19000
взлётная нормальная (2хРВВ-АЕ+2хР-73Э)25300
взлётная максимальная34500
Запас топлива во внутренних баках, кг11500
Вес боевой нагрузки, кг8000
Тип двигателяТРДДФ
Двигатели2х117С
Тяга двигателя, кгс14500
Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки, сек:
от 600 км/ч до 1100 км/ч13,8
от 1100 км/ч до 1300 км/ч8
Максимальная скороподъёмность (на высоте 1000 м), м/сболее 280
Максимальная скорость:
на высоте 200 м, км/ч1400
на высоте 11000 м, М2,25
Практический потолок, м18000
Дальность полёта с полной заправкой, км:
у земли со скоростью М=0,71580
на большой высоте с крейсерской скоростью3600
Перегоночная дальность с 2хПТБ-2000, км4500
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g9
Длина разбега при нормальной взлётной массе на полном форсаже, м400-450
Длина пробега при посадке на бетонную полосу с использованием тормозного парашюта и колёсных тормозов с нормальной посадочной массой, м650
Экипаж, чел1